Russkie.org - Вячеслав Никонов: Русский, российский, русскоязычный мир -Русское зарубежье, российские соотечественники, русские за границей, русские за рубежом, соотечественники, русскоязычное население, русские общины, диаспора, эмиграция.

понедельник, 20 августа 2018
03:39, время московское

Пульс
вся лента
Подлинник
Русский мир на распутье
Приднестровье - маленькая Россия
Русский вопрос в Казахстане
Русскоязычные против русских

проект Института Русского зарубежья

   Новости     Статьи     Поиск     Документы   
   Библиотека     Что пишут?     Интервью     Партнеры   
   КтоЕстьКто?     О проекте     Мультимедиа     Организации   
fullitem
 
Вячеслав Никонов: Русский, российский, русскоязычный мир
XX век оказался трагичным для русской цивилизации
Вячеслав Никонов 25.02.11 // 13:31
 
Фонд «Русский мир» был создан указом Президента РФ В. В. Путина 21 июня 2007 года.

Основные цели и задачи Фонда - популяризация русского языка, являющегося национальным достоянием России и важным элементом российской и мировой культуры, и поддержка программ изучения русского языка в Российской Федерации и за рубежом. О Фонде, о русском мире и о русской цивилизации исполнительный директор фонда «Русский мир», доктор исторических наук Вячеслав Никонов.


Не может стоять дом, разделившийся надвое. Наш русский дом, Русский мир разделился надвое в 1917 году и не устоял.

XX век оказался трагичным для русской цивилизации. Это был век войн, репрессий, расколов, саморазрушения страны. Мы теряли людей и земли. Если 100 лет назад в пределах страны, которая тогда называлась Российской империей, жил каждый седьмой землянин, то сегодня в Российской Федерации живёт только каждый пятидесятый.

При этом в самой России уже живёт меньше людей, говорящих по-русски, чем за пределами России. Трагический XX век сопровождался великими исходами, причём русская эмиграция была и остаётся уникальной. Если взять любую классическую диаспоральную нацию – еврейскую или армянскую, то мы увидим, что диаспоры этих народов появились в результате внешних завоеваний. Русская нация дала эмиграцию в результате внутренних смут.

Отношения между родиной и эмиграцией оказались весьма и весьма сложными. Для эмиграции Россия была либо адом, из которого удалось вырваться, либо раем, но раем навсегда потерянным, возврат в который был невозможен. Для официальной России люди, которые уехали из страны, были в лучшем случае отрезанными ломтями. Сейчас эта ситуация меняется. Стране, пережившей страшные трагедии и огромные потери, пришлось пройти через эти испытания, чтобы сегодня осознать: надо воссоединяться. И воссоединять не земли, а людей.

Воссоединение идёт. Русский мир – это не только огромная вселенная, которая сейчас рассеяна по всей планете, русский мир – это и примирение. Примирение, воссоединение, восстановление согласия. Первыми признаками примирения было перезахоронение на Родине останков славных сынов русского народа – философа Ивана Ильина, генерала Антона Деникина. Затем последовало величайшее событие – воссоединение канонического единства Русской православной церкви и Русской православной церкви за рубежом.

Ковчег изгнанников возвращается. Возвращается на родину и в переносном смысле, и уже в прямом. Ковчег возвращается в страну, которая, как я уверен, восстанавливает единство и духовные связи со всеми людьми, чьи предки 90 лет назад покинули Севастополь, а затем и родину. Изгнанники возвращаются в страну, которая вновь обретает себя, свою духовность, свои корни. Они возвращаются в страну, которая является не воспоминанием о прошлом, а мечтой о будущем. Мечтой великого народа, великой цивилизации, которая внесла огромный вклад в развитие всего человечества и, безусловно, способна нести миру идеалы свободы, веры, духовности, добра, идеалы совести. Эта цивилизация сегодня живёт в мире с собой и остальным миром.

К сожалению, у нашей цивилизации есть и проблемы. Наш общий дом, повторю, в 1917 году разделился. И в XX веке не случайно появилось два этих определения «русский» и «российский». А ведь до Первой мировой войны определение «русский» использовалось двояко. В широком смысле – как синоним России. В узком смысле под русскими понимали этническую группу, которая включала в себя великороссов, малороссов и белорусов. Причём это понимание существовало и внутри России, и за её пределами. Если мы посмотрим этнографическую литературу начала XX века, то именно в таком смысле писали о русских и в Германии, и в Англии.

Это стало быстро меняться перед Первой мировой войной в связи с деятельностью наших социалистов, провозгласивших новую национальную политику: они начали доказывать, что на самом деле русский – это понятие этническое. В Первую мировую войну противники Российской империи начали активно разыгрывать национальную карту, прежде всего украинскую, противопоставляя Украину России. Собственно, в этом и проявилось в значительной степени различие между русским и российским – чтобы вычленить Украину из единого российского целого, из единого российского тела.

Затем проблема обозначилась в концепции национальной политики, которая была провозглашена большевиками, причём в радикальной ленинской трактовке, более радикальной, нежели сталинская. Это право наций на самоопределение, вплоть до отделения, это национальные республики, создаваемые именно по этническому принципу, наконец, это отрицание какой-либо концепции гражданской нации. В этом был огромнейший недостаток и самая слабая, я думаю, черта и Российской империи, и Советского Союза. До 1917 года власть боялась говорить о гражданской нации, поскольку тем самым ставила под сомнение приоритет русской нации, широко понимаемой как великороссы, малороссы и белорусы. А в советское время это просто считалось национализмом и ассимиляторством.

Вот какова сегодня задача, которую предстоит решить – создание русской гражданской нации. Однако беда в том, что слово «русское» воспринимается до сих пор как понятие этническое. Поэтому многие считают, что невозможно создать nation state, когда русские являются только одной из 135 наций, проживающих в России. Но ведь русских больше 80 процентов населения! Мы же говорим о китайской нации, а в Китае 270 наций и народностей. Мы говорим об индийской нации, а в Индии наций и народностей более 300. Наконец, возьмём индонезийскую нацию, притом что в Индонезии 570 наций и народностей. Вот почему и о России надо говорить как о стране мононациональной. Русских в России больше, чем французов во Франции. Наша страна уже давно является национальным государством с гражданской нацией. Но мы никак не можем оторваться от этнических, очень порочных корней сталинской и ленинской национальной политики. Она сначала стала одним из главнейших факторов ослабления Советского Союза как единого государства, а затем разрушения страны. Надо рвать с этими корнями, в противном случае невозможно выстроить в России единую гражданскую нацию, ориентированную в будущее, в XXI век, нацеленную на решение проблем, которые реально стоят перед страной. Иначе мы будем обречены на копание в окаменевших залежах прошлого. Успешные нации смотрят вперёд, а не назад.

Существует концепция преемственности российской истории через разрыв, и я с этой концепцией согласен. Элементов преемственности в каждый момент нашей истории мы увидим гораздо больше, чем элементов разрыва. Мы говорим о терминах и пытаемся их инструментализировать, чтобы использовать в политическом плане: это – «русский», «российский» и так далее. На мой взгляд, сейчас тот момент, когда нам надо не навредить, потому что в сознании сталкиваются очень разные понятия – «Россия», «русский», «советский», добавлю сюда «русскоязычный». То есть в разных умах это совершенно разные понятия. В нашей аудитории есть русские, выросшие в Советском Союзе, для которых СССР остался, скорее, со знаком плюс. И русские, выросшие за пределами Советского Союза, для которых он представляется со знаком минус. В советское время слово «русский» не совсем позитивно воспринималось теми же татарами. Им вдалбливали в головы, что «русский» – это национализм, а поэтому надо быть российским или советским. Это, к сожалению, осталось, и поэтому сейчас нужно очень аккуратно пользоваться подобными понятиями. Наверное, стоит поправить Конституцию, попытаться взаимодействовать с диаспорами.

Наш фонд называется «Русский мир», не «Российский мир». Я уже выслушал немало обвинений в русском национализме. Однако это не так, но слово «русский» вне России работает гораздо лучше, чем внутри страны. Что такое Русский конгресс в Берлине или в Кёльне? Кто там в основном приходит на Русские конгрессы? Такой конгресс в Кёльне – это процентов на 60 немцы из Казахстана. Они приехали в Германию, а им сказали: «Какие вы немцы? И что такое Казахстан? Вы русские». И у них сейчас именно русская идентичность, не российская. У них и не может быть такой российской идентичности, потому что они никогда не жили в Российской Федерации. Или те же евреи из Одессы. У них нет российской идентичности, но русская, безусловно, есть, и они приходят на те же самые Русские конгрессы в Германии.

Русские – не обязательно в данном случае русскоязычные. У нас, например, сейчас очень тесные связи с русской общиной Парагвая. Здесь по-русски вообще не говорят, только по-испански, потому что живут в Парагвае уже в четвёртом-пятом поколении. Но они сохраняют русскую идентичность через Русскую православную церковь. В Гватемале вообще русских нет, зато там существует потрясающая русская община, во главе которой мать Инесса. Ей нравится Русская православная церковь, хотя она представляет Антиохийскую. И у неё есть приход, в приюте живут сироты. Там идентичности российской просто в принципе быть не может, но эти сироты из Гватемалы поют песню «С голубого ручейка начинается река». В австралийской диаспоре нет российской идентичности, зато осталась русская идентичность, и она пришла в Харбин, в первой волне эмиграции. А потом, когда пришёл к власти Мао Цзэдун, русские двинулись в Австралию – спасаться. У них очень сильная русская идентичность через церковь и через язык. И она проявляется даже в противопоставлении украинской диаспоре, что не везде бывает. Только в Канаде мы такое наблюдаем и в Австралии. Когда там украинцы решили затеять с подачи Ющенко акцию «Зажги свечу» в память Голодомора, то русская община написала письмо премьер-министру Австралии Кевину Рату, что инициатива украинских товарищей ставит под большой вопрос хрупкий межнациональный мир в Австралии. И Кевин Рат на это отреагировал, и мероприятие там не прошло. То есть российской идентичности за пределами России нет, а русская идентичность существует очень сильная.

Однако внутри России использовать русскую идентичность опасно, потому что для тех же татар, для народов Северного Кавказа это будет восприниматься как национализм.
И ещё бы я назвал русскоязычных. Потому что невозможно провести за рубежом конгресс российской прессы, а русская пресса там может быть не русской. В Израиле у журналистов русская идентичность, но пресса – русскоязычная, а не русская. Поэтому конгресс русскоязычной прессы, который, кстати, недавно прошёл в Израиле, уже двенадцатый по счёту, тоже показал определённую идентичность.

Сейчас для того, чтобы не вылить воду вместе с ребёнком, не навредить, нам надо использовать все понятия – в зависимости от ситуации, от обстановки, от аудитории, с которой мы имеем дело. А она и русская, и российская, и русскоязычная.
Вывести на печать

 Оставить комментарий 
Имя:
E-mail:
Сообщение:
Код безопасности

Иванов (25.02.2011 14:02:19)

Всё бы хорошо! Но вот это - нехорошо: "Однако внутри России использовать русскую идентичность опасно, потому что для тех же татар, для народов Северного Кавказа это будет восприниматься как национализм." Вступает в противоречие со всей логикой статьи. Будем надеяться, что это всего лишь публичный реверанс "многонациональной" части власти..

Наблюдатель (25.02.2011 14:23:39)

Как приучили людей к слову"россиянин",так же можно приучить к слову"русский".Даже русские удивляются,когда узнают,что их 80% жителей.Особенно зарубежные СМИ изощряются,проповедуя многонациональность России,но совсем не касаясь этого в отношении Франции или Германии,где даже немцев из России окрестили русскими.А

Миша (26.02.2011 18:21:32)

Интересные дела: хвост управляет кобылой)-: А почему тем же татарам и тем же кавказцам наплевать, что подумают РУССКИЕ - более 80 процентов населения страны? Офигительная суверенная кавкзско-татарская "демократия" для русских!

Анечка (28.02.2011 15:59:25)

Неужели нашим правителям не бывает стыдно в церкви за то, что они предают свой собственный народ? Или они сами не русские? Господь им судья.

Обозреватель (28.02.2011 22:20:48)

ГУВД заинтересовалось поэтом Емелиным из-за стихотворения про «Манежку» http://www.rosbalt.ru/2011/02/28/823896.html

... (01.03.2011 16:04:40)

Никонов: "Однако внутри России использовать русскую идентичность опасно, потому что для тех же татар, для народов Северного Кавказа это будет восприниматься как национализм" ----- То есть что, фактически, сказал еврей Никонов? Что власть будет считаться с мнением кавказских дикарей и татар а на мнение русских она плевать хотела. Но тогда кремлядям не стоит удивляться, что в ответ они сами получают от 80% населения смачный харчок.

Александр (20.03.2013 01:06:56)

А почему вы ничего не сообщаете в своей биографии, что учились в школе№40 г Новороссийска?

 ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ  
13.06.17 // 16:46 Значимость явления жертвы | Надежда Бабурова
28.01.15 // 15:31 Бывшие и настоящие | Олег Назаров
 

Россия  Ближнее зарубежье   Украина   Белоруссия   Казахстан и Средняя Азия   Прибалтика   Закавказье   Молдавия 
 Дальнее зарубежье   Европа   Америка   Ближний и Средний Восток   Австралия   Дальний Восток   Африка 
Rambler's Top100  
© 2005, Институт Русского зарубежья
Портал "Россия и соотечественники" зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия РФ. Свидетельство Эл № ФС 77-20926 от 15 сентября 2005 г.
Редакция: info@russkie.org
Телефон: +7(495) 718-84-11
© При полном или частичном использовании материалов ссылка на russkie.org обязательна.
Позиция редакции не всегда совпадает с точкой зрения авторов.
© Создание сайта: InfoRos, 2004-2011.
ПнВтСрЧтПтСбВс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31