Россия как государство-цивилизация: основные параметры
Год назад Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 года №229 была утверждена новая Концепция внешней политики Российской Федерации. Среди концептуальных нововведений, отражающих общий вектор суверенизации российской политики и отход от исповедовавшегося ранее принципа «вхожденчества» в «цивилизованный Западный мир», особое место в документе занимает положение о России как «самобытном государстве-цивилизации». В п.1.4 Концепции, в частности, говорится:
«Более чем тысячелетний опыт самостоятельной государственности, культурное наследие предшествовавшей эпохи, глубокие исторические связи с традиционной европейской культурой и другими культурами Евразии, выработанное за много веков умение обеспечивать на общей территории гармоничное сосуществование различных народов, этнических, религиозных и языковых групп определяют особое положение России как самобытного государства-цивилизации, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы, сплотившей русский народ и другие народы, составляющие культурно-цивилизационную общность Русского мира».
За минувший с принятия Концепции год тезис о России как государстве-цивилизации неоднократно обсуждался в научно-экспертном сообществе, ему были посвящены многочисленные круглые столы и конференции, различного рода публикации и телеэфиры.
Данный тезис, конечно же, не касается только современного внешнеполитического позиционирования России, он требует серьезных рефлексий касательно российского самоосознания и самопонимания в большом историческом пространстве.
Некоторые собственные мысли на этот счет, высказанные за последнее время на ряде экспертных площадок, кратко изложил в этой небольшой по объему публикации.
Понимание внесенного в Концепцию внешней политики России понятия «государства-цивилизация» должно исходить из того, что Россия себя больше не видит «государством-нацией» - привнесенным с Запада политическим конструктом, не соответствующим нашим этно-политическим реалиям.
Собственно, и в политическом и в этническом смысле слова термин «нация» у нас не работает – в первом случае в «нации россиян» теряется этно-культурное своеобразие прежде всего русского народа, во втором – это своеобразие возводится в абсолют этнического национализма и создает конфликтные рамки межнациональных отношений. В первом случае государство подавляет этнос, во втором – этнос противопоставляет себя государству. Концепция «государства-цивилизации» снимает это противоречие.
Говоря о России как цивилизации, мы, прежде всего, апеллируем к отечественной мыслительной традиции, от славянофилов, Ф.М. Достоевского и поиска «Русской идеи» как философии русского самопознания, Н.Я.Данилевского, как основателя цивилизационной теории, через классических евразийцев, Л.Н.Гумилева до А.С.Панарина, В.Л.Цымбурского и др.
Несмотря на известную либеральную критику России как «закрытой системы», русская цивилизация является открытой для других народов и культур системой, ей присущ универсализм, проявляющейся в разных формах – от надэтнической православной идентичности, до интернациональной советской.
- наличие русского цивилизационного ядра, обладающего и этническим и надэтническим измерением;
- особая роль русского языка, одного из основных языков ООН, одного из наиболее распространенных языков в мире;
- особая роль Православия при общей веротерпимости, развитии и сотрудничества других традиционных религий;
- многонациональный характер русской государственности как сформировавшаяся на протяжении тысячелетней истории России традиция сосуществования, взаимодействия и взаимообогащения различных народов и культур;
- особая роль пространственного измерения, как в географическом, геополитическом, хозяйственном, так и в историческом и культурно-психологическом плане;
- наличие многомиллионного Русского мира – выходящего за границы нынешней РФ русского культурно-исторического пространства и проживающей более чем в 100 странах мира русской зарубежной общины;
- всемирная роль русской науки и культуры;
- общемировое значение русской истории и государственности.
Термин «русские» не сводим только к этнической составляющей. Не случайно до 1917 г. под «русскими» понимались, прежде всего, «православные», т.е. идентичность была именно цивилизационной, при этом термин «русские» обладал и отчетливо политическим содержанием – все поданные русского царя.
В советские годы произошло замещение надэтнической русской идентичности идентичностью советской, выполнявшей функции и политические и идеологические (по сути – квазирелигиозные)
С разделением этнической матрицы русской цивилизационной системы связан глубокий кризис нашей идентичности, от исхода которого зависит будущее всей русской цивилизации. События на Украине есть наиболее трагическое и острое проявление этого кризиса, но он дает возможность преодоления застарелых болезней, прежде всего – болезни внутренней русофобии, перешедшей на Украине из латентной в острую форму.
Собственно, на Украине мы и наблюдаем за последствиями «перемоги» в наших, русских, реалиях концепции «государства-нации». Потому что это, в том числе, и конфликт образовавшихся после распада СССР новых конструктивистских политических наций – «украинской» и «российской».
На наш взгляд это – очевидная подмена понятий и попытка протащить полностью обанкротившееся на русской почве западничество, т.е. восприятие отечественной традиции как вторичной и не самостоятельной.
Мы вовсе не отрицаем европейских элементов в русской цивилизации, сформировавшейся под определяющим влиянием восточнохристианской византийской традиции и изначально испытывавшей сильное и разнохарактерное европейское влияние, отраженное в том числе и в легенде об основании русской государственности.
Точно так же нельзя отрицать и восточное, азиатское влияние, в том числе – роль Великой степи, тюркского элемента, роли сибирских, азиатских пространств в формировании русской цивилизации.
Нам представляется верным тезис классических евразийцев о том, что Россия – это и не Европа, и не Азия, а особый самодостаточный мир, содержащий в себе их элементы, но связывающий их не механистически, а образующий нечто иное - особую русскую цивилизацию.
Сергей Пантелеев, директор Института Русского зарубежья