Русское зарубежье и российский исторический процесс: проблема единства
26 июня 2024 г. в Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Необходимость включения разделов по истории русского зарубежья в школьную программу как механизм сохранения культурно-исторической общности русского народа». Настоящая статья написана на основе тезисов выступления директора Института Русского зарубежья Сергея Пантелеева на данном мероприятии.
Вопрос включения разделов по истории Русского зарубежья в школьную программу как механизм сохранения культурно-исторической общности русского народа считаю важным и актуальным – он полностью соответствует нынешней тенденции суверенизации российского гуманитарного знания.
Известно, что недавно был принят Указ Президента России от 08 мая 2024 г. №314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения». Этот указ вписан в целую серию концептуальных государственных документов. Неслучайно в преамбуле упоминается понимание России как государства-цивилизации – концепт, который впервые был доктринально обозначен в новой Концепции внешней политики Российской Федерации. Положения указа также восходят к обновленной Стратегии национальной безопасности, к Указу Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Более того, цели государственной политики в области исторического просвещения в этом важнейшем для нас документе сформулированы так: «Формирование общероссийской гражданской идентичности и укрепление общности Русского мира на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей».
Здесь очень важно то, как мы понимаем историю Русского зарубежья в контексте процесса суверенизации российского гуманитарного знания. Очевидно, что проблема единства русского исторического процесса является в данном случае базовой.
На прерывность русской истории обращал внимание еще яркий представитель Русского зарубежья философ Николай Бердяев. Эти разрывы напрямую связаны с образованием самого феномена Русского зарубежья: революция 1917 г. – первая волна эмиграции, Великая Отечественная война – вторая волна из угнанных на принудительные работы в Германию и т.д. вплоть до распада СССР и образования 25-миллионной части русского народа вне Российского государства.
Но я бы хотел всё-таки рассмотреть проблему еще более широко, с точки зрения единства, поскольку без понимания концепции единства и того, как преодолевать разрывы, мы не сможем объективно обозначить имеющуюся проблему.
Например, в XIX веке был такой деятель Владимир Печерин, один из первых русских диссидентов, современник Пушкина, который уехал в Европу, принял католичество, в итоге стал католическим монахом… Ему принадлежат такие поэтические строки: «Как сладостно отчизну ненавидеть // И жадно ждать ее уничтожения! // И в разрушении отчизны видеть // Всемирную десницу возрождения!». Вот такая декларация.
Одновременно с этим в Русском зарубежья творит великий дипломат, больше нам известный как поэт, Федор Иванович Тютчев, который большую часть своей жизни провел за рубежом, обе его жены были немки, а все многочисленные дети стали горячими русскими патриотами.
И тот, и другой пример является отражением противоречивого хода нашей истории. Не говоря уже о том, что многие наши революционные демократы, включая Ленина, также являлись яркими представителями Русского зарубежья. Наши они или не наши? Очевидно, выбросить из истории их невозможно.
Если мы посмотрим еще глубже, например – на события Смутного времени, начало XVII в. Кто шел на Москву за Гришкой Отрепьевым, Лжедмитрием I? Тот же Русский мир, представители Малой Руси, казачества…
После распада СССР, еще и в «нулевые» годы мы часто говорили о том, что русский народ впервые в своей истории оказался в разделенном состоянии. Это не совсем верно. Разделенное состояние время от времени возникает и его преодоление является важнейшей частью нашей истории.
Наконец, с точки зрения практики, хотя все сказанное выше тоже, думаю, носит вполне практический характер. У нас накоплен огромный эмпирический материал для дальнейшего развития. На примере одного небольшого сегмента нашей деятельности – ок. 15 лет назад, при поддержке Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, была издана серия книг «Русские в … (стране проживания – Армении, Германии, Австралии и т.д.)». При разработке официального сайта Всемирного координационного совета российских соотечественников совместно с Департаментом по работе с соотечественниками МИД России мы работали с этими книгами, занимались оцифровкой, их размещением в свободном доступе. Сейчас все они представлены в разделе «Библиотека» на сайте ВКСРС.
Проблему влияния Русского зарубежья на формирование образа России за рубежом с точки зрения единства нашей истории я более подробно рассмотрел в серии статей, охватывающих период от средневековья до распада СССР. Заинтересовавшихся могу адресовать к этим публикациям на портале RUSSKIE.ORG.
Огромная работа по изучению, научной систематизации истории Русского зарубежья проделана в Российской академии наук, в Библиотеке Русского зарубежья им. А.И. Солженицына, в других научно-исследовательских центрах.
Таким образом, есть авторы, есть огромная работа и основа для будущей деятельности. База у нас есть и, если мы правильно эту концепцию отработаем, получится хороший результат.
Но в заключении хочется сказать, конечно, что включение разделов по истории Русского зарубежья в школьную программу – организационно очень непростой вопрос. Это точно не вопрос начальной школы. Скорее речь должна идти о старших классах. И все это должно быть связано с общими изменениями в системе преподавания истории Отечества, которая должна восприниматься нашими детьми и юными гражданами не как набор скучных дат, цифр, фактов и имен, а как живой исторический процесс, частью которого являются их семьи и они сами.