logo

Хлебные крошки

Статьи

Елена Гуськова
Великая геополитическая игра
Политика
Европа
Елена Гуськова

Трудный выбор Сербии

Протекторат или независимость?

Всего несколько дней осталось до президентских выборов в Сербии 20 января. Этих выборов с нетерпением ждут сами сербы, надеясь, что они принесут стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Результатов выборов ждёт Запад, полагая, что после 20 января легче будет решать косовский вопрос. В нетерпении и албанцы Косова, уже наметившие провозглашение своей независимости. 

Кандидатов на пост президента много (есть даже женщина, Миланка Карич), но лидируют трое, вернее двое. Они и будут бороться между собой за пост президента страны. Это действующий президент Сербии Борис Тадич, лидер Демократической партии, и Томислав Николич, второй после Воислава Шешеля человек в Сербской радикальной партии. Третий кандидат - нынешний министр инфраструктуры Велимир Илич (партия «Новая Сербия»), которому поддержку и голоса своей партии обещал премьер-министр и лидер Демократической партии Сербии Воислав Коштуница. Однако рейтинг последнего достаточно низкий, поэтому аналитики заранее исключают его из списка возможных победителей. 

Сербию сегодня волнуют четыре главных вопроса, по которым кандидаты должны дать чёткий ответ избирателям: соглашаться ли на независимость и окончательное отделение от Сербии Косова, выразить свое отношение к планам вступления Сербии, во-первых, в ЕС, во-вторых, в НАТО, и, наконец, выполнять ли жёсткое условие по выдаче Гаагскому трибуналу Радована Караджича и генерала Ратко Младича. 

Борис Тадич обещает, что будет бороться за Косово и после выборов, в 2008 году, всеми легальными методами, прежде всего, дипломатическими. Б.Тадич подчёркивает, что с В.Коштуницей у них общая позиция не только по Косову, но и по вопросам европейской интеграции, сотрудничества с Гаагой, улучшению уровня жизни трудящихся, борьбы с криминалом и коррупцией. Оба неоднократно заявляли, что будущее Сербии связано с ЕС и НАТО. Хотя формально Коштуница не поддерживает на выборах Тадича, действующий президент своими высказываниями даёт понять, что у них нет разногласий, что они могут и далее вместе управлять страной. 

Т.Николич строит свою предвыборную программу на необходимости смены политиков, которые пришли к власти в 2000 году и которых характеризует коррупция, нежелание сотрудничать с Россией, преклонение перед Западом, стремление сделать страну членом Северо-Атлантического альянса, который бомбил и разрушал Сербию. Т. Николич говорит, что за Косово необходимо бороться даже вооружённым путём, что надо вернуть к жизни сербскую армию, которая могла бы отстаивать целостность страны. Он - против вступления Сербии в НАТО, против существования творящего беззаконие Гаагского трибунала, за сотрудничество со всеми странами, которые признают целостность Сербии. Свою особую симпатию сербские радикалы подчёркивают к России, связывая с ее поддержкой стабильность и целостность своей страны. Значение выборов, по мнению М.Николича, состоит в том, что решается вопрос выживания нации, государственной целостности, а одновременно независимости. 

Опросы общественного мнения показали, что за Т.Николича готовы проголосовать около 21% избирателей, а за Б.Тадича – около 19%. В.Илич серьёзно отстаёт от предыдущих кандидатов и наберёт не более 3% голосов. Поэтому, скорее всего, понадобится второй тур голосования, где многие прочат победу Б.Тадичу. 

Запад с опаской смотрит на расклад сил в предвыборной гонке в Сербии, страшась, что народ может проголосовать за представителя радикалов. Запад явно и неявно, всеми силами поддерживает Б.Тадича, не желая видеть лидера СРП во главе Сербии. Безусловно, творцы западной политики постараются сделать всё, чтобы Т.Николич не стал президентом. Накоплен большой опыт (в Боснии и Герцеговине, Черногории, Македонии) воздействия на политические структуры, управления избирательными процессами, манипуляции сознанием и даже отклонения уже избранных президентов. Сербский народ пугают, что страна снова может оказаться в «изоляции», что ей откажут в кредитах и международной поддержке, что ей будет закрыт доступ в европейские и натовские структуры. 

Те, кто призывает голосовать за Т.Николича, включая многочисленную сербскую диаспору, говорят о другом: о том, что необходимо вернуть сербам гордость, честь, уверенность в себе, потерянные за время "правления демократов". Именно в радикалах они находят и видят изрядно подзабытый патриотизм, так важный каждому сербу. Многие в Сербии сознают, что страна уже превратилась в некое подобие протектората, что уже потеряла независимость во внешней и внутренней политике, что ошибается в выборе друзей и союзников и давно живёт под диктовку чужих. Однако много и тех, кто не хочет перемен, кто устал от санкций, изоляции и бесперспективности: пусть в Европу и НАТО на любых условиях, лишь бы больше не трогали и не унижали. 

Запад долго и настойчиво дробил Югославию, а затем и Сербию на части, настойчиво трудился над тем, чтобы задушить в корне проявления сербского патриотизма, упрямства, непредсказуемости, боевитости, чувства ответственности за всех, кто живёт рядом. Позиция России по косовскому вопросу и её твёрдое «нет» дальнейшему расчленению Сербии позволили сербам понять, что они не одни в этом мире, что можно бороться за свои права, что можно приостановить процесс глумления над одним из европейских народов. В таких условиях шансы радикалов победить на президентских выборах, хотя бы в первом круге, возрастают. Вот удержать такую победу во враждебно настроенной Европе будет тяжело. 

Как видим, сербам предстоит трудный выбор. Но трудно и Европе, и США: эксперимент по дроблению многонациональных государств захлёбывается именно на сербах, которые тяжело поддаются дрессировке и муштре, не переносят унижения и рабства. Так, может, чтобы не усугублять кризис, подрывающий основы благополучного существования Старого Света, лучше все-таки вернуться в русло международного права, как предлагает Россия?


Елена Гуськова

Српска.Ру

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie