Наш «народ», конечно, это не «нация»
Считаю очень важной тему, поднятую накануне Алексеем Дзермантом, касательно терминов «нация», «империя и «цивилизация». Полностью согласен с тем, что русские слова намного точнее передают суть наших общественно-политических реалий. Вопрос в том, чтобы эти отечественные термины входили в теоретический и практический понятийный аппарат, являлись частью методологии.
Наш "народ", конечно, это не "нация" в привычном французском, немецком или англо-саксонском понимании. Потому так сложно и противоречиво и идут на родной почве дискуссии о нации. То главный российский этнолог-конструктивист вдруг призовет всех "забыть о нации", то известный идеолог русского национализма в сердцах напишет книгу "о русской нации, которой не существует"... Понятие "народ", конечно - родное и намного точнее передает глубинную, социальную суть укорененности традиции живших до нас поколений, продолжающихся в нас, в наших детях, и в тех, кто будет рожден после нас. Но методологически здесь еще надо, конечно, поработать.
С понятием «держава» вместо «империи» – сложнее. Если «теория империи» в отечественной традиции существует, то «держава» в большей степени существует как понятие, означающее независимое, сильное государство, ведущее самостоятельную политику. Но нужно помнить, что «держава», наряду со скипетром, - это один из главных символов царской власти и в этом плане связан с монархической традицией. В свою очередь тут же вспоминается символика знаменитой Державной иконы Божьей матери, обретенной 15 марта 1917 года после падения монархии в России, уже непосредственным образом подводящей нас к имперской византийской традиции Катехона. Так что здесь тоже есть, конечно, о чем думать и размышлять.
Наконец, предложение использовать слово «мир» вместо «цивилизации» я бы оценил как несколько провокативное, в виду того, что в ряде государственных концептуальных документов Россия недавно себя объявила «государством-цивилизацией». При этом в этих же документах используется и термин «Русский мир», означающий, как раз, русское цивилизационное пространство, выходящее за границы современной Российской Федерации, бесспорной частью которого является, к слову, и Беларусь. Так что на данный момент между этими терминами нет противоречий. Да и основатель цивилизационной теории Н.Я. Данилевский, использовавший термин «культурно-исторические типы», наряду с ним употреблял и термин «цивилизация». Хотя, да, соглашусь, что русское слово «мир» - нам ближе, а по смыслу и шире и глубже.