О русском зарубежье, идентичности сегодня и завтра
Портал RUSSKIE.ORG продолжает публикацию материалов чтений «Разделенный русский народ: трудный путь к воссоединению», посвященных памяти писателя, поэта, публициста, общественного деятеля, долгие годы бессменного шеф-редактора нашего информационного ресурса Валерия Ивановича Мошева (22.01.1960 - 02.10.2014), трагически ушедшего из жизни 10 лет назад. Предлагаем вашему вниманию текст выступления эксперта Фонда «Наследие Евразии» Епифанцева Станислава Викторовича.
Большое спасибо за то, что мы сегодня вспоминаем Валерия Ивановича Мошева. Безусловно, его уход стал трагедией для всех нас. И, рассуждая о его творчестве, о его вкладе в те процессы, о которых мы с Вами говорим, конечно же, это мероприятие очень важно. Хочу остановиться на некоторых моментах, на характеристиках той эпохи, когда жил и работал Валерий Иванович, эпохи, которую проживали мы все вместе. Безусловно, это и позволит сегодня сделать какие-то выводы и сравнивать то, что было, о чем мечтали, за что боролись. Во времена советского периода и первые десятилетия независимости тема русского зарубежья, русского патриотизма подвергалась колоссальному размытию, как и тема русской идентичности. Эти процессы происходили и в самой России, но то, что происходило за рубежом, происходило семимильными шагами, а часто носило даже взрывной характер.
Если говорить об основах нашей идентичности, то, безусловно, стоит говорить о русском языке – это альфа и омега вопроса, и особенно это было видно за пределами России, мы это чувствовали на себе.Если в прежние времена, в какие-то другие эпохи человек покидал Родину по любым причинам, то он как бы пропадал совсем, как будто в воду канул. Современная русская диаспора сложилась совершенно по иначе, по другим причинам. И нужно говорить о том, что люди, в новые времена проживающие за рубежом, пытаются, стремятся сохранить свою идентичность, и часто вопреки давлению и различным обстоятельствам. К большому сожалению, приходилось наблюдать, что это не всегда понимали в самой России. Бывало, что приходилось слышать: «Ну, что? Учите местные языки, да и живите. Кто вам мешает?».
Это такая вульгарная примитивизация вопроса, и где-то совпадающая даже с высказыванием Мадлен Олбрайт, которая говорила, что для доминирования Запада в той же Средней Азии, необходимо вытеснить русский язык из этих стран. По большому счету, постепенно, так оно и происходит. Это при том, что местное население, титульное население, стремится сегодня обучать своих детей в русских школах, там, где они есть.
Конечно, не стоит думать, что соотечественники за рубежом, и русские люди в той же Киргизии, с утра до вечера думают, как бы сохранить свою культурную идентичность. Но очень четко можно сказать, что терять свою русскость мало кто хочет, и вчера, и сегодня. И если рассматривать какие-то траектории, сценарии того, как русские могут строить свое будущее за пределами России, то в Центральной Азии очень четко можно сказать, что русские никак не смогут слиться с титульным населением.
После распада Союза и с первых лет независимости, в обществах стран региона произошел четкий переход на возвращение к своим корням, на выстраивание отношений по родоплеменным связям. И русский человек, на каком языке он бы ни разговаривал, он никак не сможет вписаться в такую систему.В данном смысле, русский человек – это человек без рода и племени, поэтому он никаким образом не вписывается в сложившиеся на сегодняшний день обстоятельства, где очень четко прослеживается такое разделение на «свой-чужой», существует четкий этнический код.
Поэтому, если говорить о русских за рубежом, то, безусловно, стоит рассуждать о том, а как строить, помогать, строить русской диаспоре свою жизнь в этих обстоятельствах. Сегодня очень большую группу в составе русского сообщества за рубежом, в той же Центральной Азии, составляют те, кто хотел бы переехать в Россию, но не имеет для этого материальных возможностей. И если говорить о программе переселения соотечественников, то, к сожалению, она не смогла стать на сегодняшний день программой репатриации русских людей на Родину, и в этом огромная проблема. И в этом смысле, Россия, обозначив соотечественников за рубежом в качестве одного из приоритетов в своей внешней политике, сказав «А», в каком-то смысле не сказала «Б». Громко заявленная программа переселения соотечественников ни в какой мере не отвечает масштабным задачам репатриации русских людей на Родину.
И это только часть вопросов, требующих рассмотрения, как только мы говорим о проблемах самого большого разделенного народа.
На фото: с Валерием Ивановичем в Таврическом дворце во время работы VII Ассамблеи Русского мира, ноябрь 2013 г. Это последнее совместное фото с Валерием Мошевым. Именно таким, с улыбкой, он и остаётся в моей памяти.
Станислав Епифанцев, 2 октября 2024 г.