Русская идентичность на постсоветском пространстве
- Автор:
- Сергей Пантелеев
- Формат:
- Размер:
- 641.3 КБ
Скачать
Русская идентичность на постсоветском пространстве / Под ред. С.Ю. Пантелеева — М., ИнфоРос, 2008. Кол-во стр. макета: 140. ISBN 978-5-903675-04-3
Книга не случайно определяет в качестве исходной точки для рассуждений о современной русской идентичности момент распада СССР. Именно это время стало временем «исхода», но не народа из государства, а государства от народа. В результате распада СССР более 25 млн. наших соотечественников оказались за пределами России. Русские в одночасье стали одним из самых крупных разделённых народов. В сборник вошли статьи, написанные на основе материалов экспертного круглого стола Института Русского зарубежья "Современная русская идентичность в России и за рубежом", а также публикации авторов Информационно-аналитического портала "Россия и соотечественники" – RUSSKIE.ORG.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Пантелеев С. Ю.
Русские в России и за рубежом: один народ, разные судьбы?
Петров М. В.
Русская община в Эстонии: выживание в неблагоприятных условиях
Иванов В. И.
Россия и мы. Русский взгляд из Латвии
Неменский О. Б.
Русский мир и Русская земля: территориальный аспект русской идентичности
Проваторов С. Г., Шестаков В. Ф.
Русские и «русские» Украины: о проблемах русской самоидентификации
Сокуров С. А.
Прорусское и пророссийское на Украине
Барсенков А. С.
К вопросу о факторах формирования современной русской идентичности в России
Намовир В. Б.
Трудно быть русским в Центральной Азии
Шершнёв Л. И.
Русская идентичность: цивилизационное измерение
Князев А. А.
Организационные проблемы русских общин в Центральной Азии
Вдовин А. И.
Русский вопрос и русское государство на современном этапе
Дубовицкий В. В.
Национальная идентичность русской диаспоры как элемент сохранения исторической России
Журавлев В.Е.
Православие как основа Русской цивилизации и идентичности
Харитонова Н. И.
Русская идентичность — этническая или гражданская?
Об авторах
Введение
В начале 80-х годов прошедшего столетия тогдашний советский лидер произнес сакраментальную фразу «мы не знаем общества, в котором живем». Последовавшая затем «перестройка» советской системы обернулась запуском центробежных политических процессов, положивших конец существованию СССР как единого государства. Пресловутый «национальный вопрос» стал важнейшим фактором того явления, которое уже в новом тысячелетии было обозначено как «величайшая геополитическая катастрофа ХХ века».
Русская составляющая этого вопроса в советской национальной политике занимала неоднозначное место. Несмотря на естественное доминирование в большинстве сфер жизни Советского Союза, русский народ, фактически, был исключен из специфически национальной проблематики как таковой. Пресловутая концепция "старшего брата" на деле оборачивалась тем, что русские выступали лишь "цементирующим элементом" многонационального "советского народа", теряя при этом свое собственное национальное лицо. Взрыв этического сепаратизма на излете существования СССР при, как минимум, индифферентном отношении к происходящему со сторону советских русских, в итоге определил судьбу единого государства.
Сегодня, к сожалению, во многом остаются актуальными слова, сказанные в начале 80-х гг. тогдашним советским лидером. Увы, мы все так же не знаем общества, в котором живем. Пережив «разруху в головах» 90-х годов, русское общество постепенно формирует новую систему ценностей, в которой устремленность к будущему должна быть гармонично соединена с тысячелетней отечественной традицией. Однако вряд ли эти поиски могут быть успешными без понимания того, что же собой представляет современное русское общество, без проведения серьезной экспертной, аналитической работы в этой сфере.
Современная Российская Федерация в своей национальной политике во многом наследует подходам, исповедовавшимся в советский период. Притом, что русские в РФ составляют подавляющее большинство – около 80%, русская проблематика никак не обозначена в законодательстве нашего государства, все еще не принята целостная концепция национальной политики, отвечающая современным условиям.
Существуют и общепризнанные в экспертных кругах проблемы, связанные с концептуальным обоснованием политики РФ по отношению к зарубежным соотечественникам. Закон 1999 г. «О соотечественниках, проживающих за рубежом» оказался «не работающим», а зафиксированное в нем определение «соотечественника» привело к тому, что вот уже почти десятилетие ведутся ожесточенные дискуссии о том, кто же такой «российский соотечественник». Хотя любые теоретические измышления не могут скрыть того факта, что основной, наиболее многочисленной и искренне связанной с Россией и ее народом частью этой все еще размытой категории являются те 25 миллионов русских людей, которые не по своей воле после распада СССР оказались за пределами России.
28 февраля в Москве состоялся экспертный Круглый стол «Современная русская идентичность в России и за рубежом», организованный Институтом Русского зарубежья. Принявшие участие в его работе эксперты из России, Эстонии, Украины, Казахстана, Киргизии и Таджикистана обсудили широкий круг проблем, связанный с современным состоянием русского самосознания на пространстве бывшего СССР. Что собой представляет современная русская идентичность в России и других постсоветских государствах? Что различает русских, живущих по ту, и эту сторону границ современной Российской Федерации, и что их объединяет? Как происходит процесс самоорганизации русских общин в условиях становления новых независимых государств? Можно ли говорить о существовании "русской диаспоры" в этих новых государственных образованиях? Что ожидают зарубежные русские от России и как Россия отвечает на эти ожидания? Вот лишь некоторые вопросы, на которые пытались найти ответ участники мероприятия.
Продолжая экспертную дискуссию на заданную тему, Институт Русского зарубежья представляет читателям настоящий сборник, в который вошли статьи, написанные на основе материалов февральского круглого стола, а также публикации авторов Информационно-аналитического портала "Россия и соотечественники" – RUSSKIE.ORG.
Институт Русского зарубежья